Что такое хорошо и что такое плохо

Яншин Игорь
5 min readMar 22, 2012

--

Крошка сын к отцу пришел,
И спросила кроха:
- Что такое хорошо и что такое плохо?

В. Маяковский, «Что такое хорошо и что такое плохо».

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Мы всегда задаем вопросы — родителям, друзьям, учителям в школе, нашим наставникам. Это так просто — задал вопрос — получил ответ. И жизнь сразу заиграла красками, на душе мир и покой.
Мы задаем много вопросов — что модно, что актуально, «что ты думаешь по поводу» и т.д. и т.п.
А активное развитие интернета сделало нашу зависимость от быстрых ответов просто феноменальной! Зачем много думать и искать собственные решения — зайди в гугл, задай вопрос и получи мгновенный ответ.
А еще мы любим, когда нам советуют — ведь так просто потом свалить вину за неудачу на советчика — «это он так мне насоветовал».
В этом плане Библия — уникальная книга. С одной стороны, она полна ответов, с другой — Христос, отвечая на конкретные вопросы учеников, часто говорил притчами.

Почему?
Потому что христианство — это не раз и навсегда зафиксированный перечень вопросов и ответов, а полноценная жизнь, меняющаяся и многообразная.

Конгресса церквей «Слово Жизни», проходившего недавно в Турции, возле древнего города Эфес, ждали много лет. Накопилась масса вопросов, начиная от самоидентификации и заканчивая структурным обособлением движения «Слово Жизни».
Багаж вопросов был так велик, что, если бы их нужно было распихать по чемоданам, авиакомпании отказалась бы осуществлять перевозку, аргументируя это огромным перевесом.

Где место церкви «Слово Жизни» в большой христианской семье?
Будет ли структурное развитие движения церквей «Слово Жизни» в разных государствах и регионах?
Кто будет главным?

За эти годы озвучивались и радикальные мысли об отделении, обособлении церквей «Слово Жизни», нахождения своего собственного пути развития.

В целом, конгресс обещал быть горячим местом для обсуждения целого комплекса вопросов и вызовов, стоящих перед верующими.

Но, как это иногда бывает, приехав на конгресс, я не получил ответа ни на один свой вопрос.

ВЫБОР ПУТИ
В жизни каждого человека периодически наступают времена выбора, необходимости принятия решений, выбора жизненного пути.
Мы растем, развиваемся. Перед нашим взором открываются новые перспективы, новые двери.
В этот момент очень легко заблудиться, выбрать неверный путь, расставить неправильно приоритеты.
Задавать не те вопросы.

Я вернулся домой разочарованным. Услышанное на конгрессе не дало ответов на мои вопросы, звучавшие годами в моей голове.
И лишь спустя некоторое время, общаясь и размышляя, я увидел истинную ценность происходящего сегодня в движении «Слово Жизни».

СТРУКТУРА ИЛИ ЖИЗНЬ?
Перед любым религиозным движением в определенный момент встает вопрос о его дальнейшем развитии, структуризации, сохранении накопленного багажа ценностей и откровений, их передача следующему поколению.
И вот тогда на горизонте начинает ненавязчиво маячить «это страшное слово» — ДЕНОМИНАЦИЯ.
Сторонники деноминационного подхода машут учебниками истории, говоря о том, что деноминация и обособление это естественный и единственный эволюционный путь развития; противники же машут словами Иисуса «да будут все едино», говоря о том, что деноминационное разделение это путь в никуда.
И у каждого есть свои доводы, и звучат они очень убедительно. И на самом деле вдруг становится грустно — что, выбора совсем нет?
«Нас и так называют сектой, а теперь, если вдруг станем деноминацией, будет еще хуже!»

Думаю, я был не единственным человеком, ищущим ответы на эти вопросы на конгрессе. Ну должен же был Ульф Экман дать ясную и четку картину, некое руководство к действию — «ты идешь сюда, ты выходищь отсюда, ты с этими не общаешься» — и вот тогда у нас все будет хорошо.

КТО МЫ?
Вопросы некой самоидентификации, выбора пути развития висели в воздухе на всем протяжении конгресса, уже кому-то хотелось услышать слова о том, что мы делаем свою собственную структуру и деноминацию…

Но произошло все совершенно по другому.

Пастор Ульф Экман делился не структурой, а видением.

И самое интересное, что видение это касалось не только внутреннего устройства церквей «Слово Жизни».
Каждый день со сцены звучали слова о важности единства в Теле Христа.

Самое первое послание Ульфа Экмана касалось ДНК «Слово Жизни». В чем особенность церквей «Слово Жизни»? На что они устремлены?
Главной особенностью посланий стала направленность работы церквей на благословение окружающих. Не только внутри церкви, но и каждого верующего — где бы он не находился и какой церкви или деноминации не принадлежал.

1) Проповедь Евангелия.
2) Учение веры.
3) Жизнь Духа.
4) Миссионерская работа.
5) Единство.

Вот они, пять столпов ДНК церквей «Слово Жизни» — они проповедуют Евангелие и защищают его, делая евангелськие и христианские ценности частью нашей культуры. При этом важной мыслью прозвучало утверждение о том, что Евангелие было еще до нас, что делает церкви открытыми для откровений и знаний из прошлого и не позволяет замкнуться на собственной исключительности.

Учение веры, которое подвергается жесткой критике как со стороны «сектоборцев», так и со стороны отдельных христиан. Однако для церквей «Слово Жизни» учение веры не является полным богословием. Это некий базис, не претендующий на ответы для каждой сферы жизни человека.
Жизнь Духа — мы верим в дары Духа Святого и их проявление в Церкви, миссионерская работа, как немаловажная часть роста и служения церкви, и единство — как внутри одной церкви, так и среди разных церквей.

Конечно же, все это очень важно, но где ответы на вопросы? Где структура? Где подчинение? Где ответственность?

ГОЛЬФСТРИМ
Сегодня перед церквями «Слово Жизни» стоит серьезнейшая задача — сохранения своих достижений, их закрепление и умножение без попадания на путь деноминационного развития.

И мне кажется, что единственным примером для подражания сегодня является течение Гольфстрим, являющееся частью Атлантического океана. Церкви «Слово Жизни» — часть огромного мирового океана христианской церкви, имеющие свое призвание в этом океане.

Это двустороннее развитие, имеющее целью сохранение индивидуальности с одной стороны и интеграцию в евангельскую семью с другой.
И именно поэтому на конгрессе не звучало речей о структурах, иерархиях, главах и отделении.

Мы не видим себя в отделении от других церквей. Именно по этой причине Ульф Экман говорил о необходимости оставаться в Союзах и Ассоциациях в своих странах и регионах, выстраиваить полноценные отношения с другими церквями.

Это очень трудоемкий процесс, для его становления Ульф Экман выделил 20 лет.
20 лет на построение движения, которое не станет очередной деноминацией.
20 лет на построение отношений как внутри движения «Слово Жизни» для сохранения своей индивидуальности, так и в христианстве в целом — для сохранения единства среди верующих.

ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО
Попытки придания живому организму церкви жесткой структуры, иерархии без развития полноценных братских отношений как внутри общины, так и за ее пределами неминуемо приведет церковь к некоего рода сектанству, ограниченности, исключительности. И это плохо.

Понимание же церкви как части большого и живого организма — вселенской церкви, с развитием индивидуальных черт и особенностей каждого члена этого организма приведет к их взаимному обогащению.

Это и есть семья — разные дети, с разными характерами, различными дарами и талантами, являющиеся единым целым.

Это и есть картина движения «Слово Жизни».

И это хорошо.

Яншин Игорь.

--

--

Яншин Игорь

Фрилансер, самозанятый, создатель контента